Цитаты
Чеоловек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть
Я ещё не знал, как противоречива человеческая натура, не знал, что самым искренним людям свойственна поза, не знал, как низок может быть благородный человек и как добр отверженный.
Женщины ничего не умеют, только любить, любви они придают бог знает какое значение. Им хочется уверить нас, что любовь - главное в жизни. Но любовь - это малость. Я знаю вожделение. оно естественно и здорово, а любовь - это болезнь. Женщины существуют для моего удовольствия, но я не терплю их дурацких претензий быть помощниками, друзьями, товарищами.
Дозволено ли человеку пренебрегать другими людьми?...Человек в каждой мелочи зависит от других. Попытка жить только собою и для себя заведомо обречена на неудачу. Рано или поздно старым, усталым и больным вы приползёте обратно в стадо. И когда ваше сердце будет жаждать покоя и сочувствия, вам станет стыдно. Вы ищете невозможного. Повторяю, рано или поздно человек в вас затоскует по узам, связывающим его с человечеством.
читать дальшеЧеловек скрывается в своих трудах. В светском общении он показывает себя таким, каким хочет казаться, и правильно судить о нём вы можете лишь по мелким и бессознательным его поступкам да непроизвольно меняющемуся выражению лица. Присвоивши себе ту или иную маску, человек так со временем привыкает к ней, что и правда становится тем, чем сначала хотел казаться. Но в своей книге или своей картине он наг и беззащитен. Его претензии только подчёркивают его пустоту. Деревяшка и есть деревяшка. Никакими потугами на оригинальность не скрыть посредственности. Зоркий ценитель даже в эскизе усматривает сокровенные глубины художника, его создавшего.
Каждый из нас одинок в этом мире. Каждый заключён в медной башне и может общаться со своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки не одни для всех, а потому их смысл тёмен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредём по жизни, бок и бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими. Мы похожи на людей, что живут в другой стране, почти не зная её языка; им хочется высказать много прекрасных, глубоких мыслей, но они обречены лишь произносить штампованные фразы из разговорника. В мозгу их бурлят идеи одна интересней другой, а сказать эти люди могут разве что: "Тётушка нашего садовника позабыла дома свой зонтик".
Любовь, как правило, - только один из эпизодов в жизни человека, в романах же ей отводится первое место, и это не соответствует жизненной правде. Мало найдётся мужчин, для которых любовь - самое важное на свете, и это по большей части неинтересные мужчины, их презирают даже женщины, для которых любовь превыше всего. Преклонение льстит женщинам, волнует их, и всё же они не могут отделаться от чувства, что мужчины, всё на свете забывающие из-за любви - убогие создания. Даже в краткие периоды, когда мужчина страстно любит, он занят ещё и другими делами, отвлекающими его от любимой. Внимание одного сосредоточено на работе, кторая даёт ему средства к жизни; другой увлекается спортом или искусством. большинство мужчин развивает свою деятельность в различных областях; они способны всецело сосредотачиваться на том, что их в данную минуту занимает, и досадуют, что одно перебивает другое. В любви разница между мужчиной и женщиной в том, что женщина любит весь день на пролёт, а мужчина - только урывками.
Возможно, что создавая образы мошенников и негодяев, писатель стремится удовлетворить инстинкты, заложенные в нём природой, но обычаями и законами цивилизованного мира оттеснённые в таинственную область подсознательного. Облекая в плоть и кровь создания своей фантазии, он тем самым как бы дарует отдельную жизнь той части своего "я", которая иначе не может себя выразить. Его радость - это радость освобождения.